Новогодняя акция: Стандартное продление 1С-Битрикс по цене льготного! Скидки на 1С-Битрикс до 24%!

Телефон в Москве:

(495) 788-77-16

в Санкт-Петербурге:

(812) 313-28-51

по России (бесплатно):

8-800-555-11-32

Опыт  говорит  сам  за  себя:

• более 130 реализованных проектов за все время существования компании

• успешное сотрудничество с крупнейшими компаниями российского бизнеса

Системы управления сайтом

- Какие бывают системы управления сайтом?

- Бывают как бесплатные, так и платные системы. По своей сути оба варианта похожи и предоставляют клиенту возможности по созданию сайта в зависимости от их запросов. Основная проблема бесплатных систем cвязана с тем, что они перекладывают возможные ошибки на конечного пользователя. Их разработчики ни за что никакой ответственности не несут, а техподдержка является номинальной. Чаще всего она представляет собой информирование (к техподдержке). Так же минусом бесплатных систем является то, что часто они специализируются на чём-то одном и не предоставляют клиенту полного спектра функций. Как правило, бесплатные CMS имеют английскую документацию. Программисту, который не занимается CMS, в ней сложно разобраться, потому что она содержит массу специализированных технических терминов, зачастую не имеющих русскоязычных аналогов.

- На первом этапе развития российского рынка сайт воспринимался как обычная визитная карточка, и люди не видели необходимости во внедрении CMS, а многие просто не знали, что это такое. Их устраивало, что можно было найти недорого web-мастера, который удовлетворит их потребности. Рынок систем управления сайтами стал разрастаться, когда разного рода студии решили внедрять в сайты клиентов практически принудительно свои собственные CMS. Разработчики таким образом заботились об оптимизации собственной работы: создавался некий шаблон страницы сайта, с помощью которого было легко добавлять и изменять продукт под конкретного клиента. Клиент оплачивал полную стоимость верстки новой страницы сайта, а разработчик лишь немного менял заготовленный шаблон.

- Рынок в начале 2000-х годов стал переходить на новый уровень. Многие разработчики тогда начали делить штат на тех, кто создаёт сайты и на тех, кто обслуживает ту систему, которую они уже написали и внедрили. Это было сделано для того, чтобы эффективнее продавать конечный продукт.

- Поддерживать систему управления сайтом достаточно проблематично. Кажется, нет ничего проще, чем создать сайт. Но это требует времени, и ещё большего времени требует доработка сайта под новые версии браузеров и внедрение дополнительного функционала. Системы управления сайтом должны позволять купившему её клиенту иметь то, что на рынке в данный момент популярно. Если популярны блоги, значит надо сделать в системе блог, чтобы человек, который не владеет большой базой знаний по настройке и языкам программирования, смог этот блог у себя на сайте поставить и вести его как самостоятельно, так и предоставлять такую возможность пользователям.

- Но, в любом случае, клиент платит деньги за разработку, берёт он программиста или использует труд компаний на аутсорсе.

- Расскажите про основные платные системы управления сайтами?

- Когда платные системы стали активно выходить на рынок в начале 2000-х годов, они, как я уже говорил, никому не были нужны. Люди не понимали, зачем платить за систему управления, если можно заплатить 3 000 руб. программисту, который сделает то же самое самостоятельно. Сейчас понятия 90-х годов, когда даже сайт на narod.ru считался престижным, не действуют. Люди теперь рассматривают сайт как средство заработка. А раз это средство заработка, то оно должно постоянно находиться под оперативным контролем. Но если сайт сделан конкретным штатным программистом, возникают определённые трудности, связанные с человеческим фактором. Программист может заболеть, устать, его могут не устроить условия договора. Следующему программисту будет проще заново создать сайт, чем переделать, потому что разбираться в чужом коде, скажу по своей практике, очень трудно. Можно написать скрипт, потратив на это час, и взять точно такой же готовый скрипт и разбирать его сутками. С этим связано начало стандартизации CMS. Платных систем, которые изначально себя так позиционировали, очень мало, они достаточно жёстко делят рынок. Bitrix занимает где-то 70% рынка, на втором месте UMI, а дальше — доли процента.

- Можете перечислить бесплатные системы?

- Их очень много, в обычной панели управления хостингом их не меньше 20 штук. Из крупных — PHP BB, которые используются для создания сайтов-форумов, Mamba, PHP project и другие. Все эти системы обычно предлагаются топовыми хостинговыми компаниями для быстрого размещения на их хостинге.

- Есть также система Joomla. Она считается более функциональной и позволяет сделать всё то же самое, что и в платной системе. К сожалению, она плохо переведена на русский язык, а приложенная документация только на английском языке. Впрочем, это характерно для всех бесплатных программ, поскольку, преимущественно, они поставляются из-за границы.

- Интересный подход предлагают израильские разработчики: они распространяют бесплатно большие и сложные программы. Они предлагают сделать сайт бесплатно по требуемым функциональным условиям, но при условии, что вы будете им платить процент с прибыли за всё время существования сайта. Таким образом, вы получаете бесплатную CMS, но, поскольку понимания и знания у вас нет, приходится нанимать компанию, которая бесплатно работать не может. Я бы не сказал, что израильский вариант платный, скорее он базируется на бесплатных CMS и требует нанять на более длительный срок разработчика, к которому клиент в каком-то роде привязывается.

- В чём преимущества платных систем?

- Их три: независимость от конкретного программиста, надёжность и своевременное обновление. Теперь конкретнее.

- Первое преимуществ заключается в том, что платные системы имеют свои внутренние механизмы сертификации специалистов. Можно найти человека на рынке, который знаком с языком программирования, используемым компанией, заплатить ему определенное финансовое вознаграждение и получить определённый результат.

- Во-вторых, компании берут на себя ответственность. Единственная оговорка — сейчас разработчики платных CMS пытаются свою ответственность делегировать партнёрам, то есть премировать их, как нас, например. Это происходит потому, что мы поддерживаем проекты, не созданные нашей компанией, но находящиеся на нашем хостинговом обслуживании. Любой клиент, находящийся у нас на обслуживании может задать нашей техподдержке вопрос. Мы не единственные на рынке, кто этим занимается. Человек, купив платную программу, может в партнёрской сети найти компанию, где он сможет проконсультироваться или купить эту систему. И он независим, потому что может в любой момент уйти в другую компанию и получать те же консультации.

- Третье преимущество обусловлено тем, что у разработчиков есть штат специалистов, которые занимаются только совершенствованием CMS, они все новые технологии вводят гораздо быстрее. Они следят, чтобы в тех новых браузерах, которые они анонсируют, все функции работали корректно, и чтобы пользователи двух отдельных браузеров на их платформе видели одно и то же. В бесплатной системе обновлений приходится ждать по полгода и дольше.

- Какая примерно стоимость программ?

- CMS имеют много редакций. Есть лицензии за 5000 рублей, есть - за 250000 рублей. Сложно сказать точную стоимость программы. Это зависит от потребностей клиента. Если сейчас мы внедряем платную программу в проект, то в большинстве случаев её стоимость составляет 10-15% от стоимости всего проекта. В общей массе для бизнес-концепций клиента она не так бьет его по карману, то есть, если человек готов заплатить за проект, то эти 10-15% больше дают плюсов, чем минусов, и ему бесплатную систему совсем нет смысла использовать, потому что он за эти 10-15% получает 3 вышеперечисленных преимущества: независимость, надёжность и своевременное обновление.

- Это была речь о разработчиках, а если брать порталы такие, как Bitrix?

- Они базируются на продаже в ценовой нише от 10 до 50 тысяч, средний чек – 25 тысяч рублей.

- Опишите пошагово процесс выбора клиентом CMS.

- В первую очередь клиент смотрит на свой бюджет и определяет наиболее оптимальное сочетание надежности, технологичности и автономности, о которых мы говорили выше. Сначала клиент должен понять, какая степень надежности продукта ему необходима. Готов ли он отдать определённую сумму, получив эту надёжность, или ему будет достаточно бесплатной программы, используя которую, ему придётся оплачивать только хостинг. Поскольку хостинг – это обязательная трата.

- Следующий шаг – это понимание технологических возможностей системы. Здесь важно, сколько он готов инвестировать в функционал своего будущего сайта. Зачастую функционал берет на себя примерно 80% стоимости сайта.

- Заключительный шаг – это понимание того, насколько система автономна. Платные системы управления сайтами обладают центрами обучения сертификации, позволяющей вам без труда найти другого программиста и передать обслуживание проекта в его руки.

- Итак, сначала он понимает надёжность, дальше – технологические возможности или функционал, а затем – автономность своего сайта.

- Бесплатные CMS зачастую не решают всех задач. Например, можно получить функциональную систему, совместив бесплатную программу Joomla и форум PHP BB, но при этом система будет так или иначе зависеть от программиста, «приделавшего» PHP BB к Joomla. И ее надежность будет непредсказуема.

- Почему клиенту нужны консультации специалиста?

- Здесь всё очень просто. Человек хочет начать бизнес, но денег у него нет. Сначала он ищет знакомых, которые этим бизнесом занимаются, и пытается определить, к кому из них он может подходить с простейшими вопросами. Зачастую, потом уже консультации становятся платными, но по себестоимости получаются дешевле.

- Давайте рассмотрим две противоположные модели. У нас есть свои специалисты и есть специалисты-аутсорсеры. Свои специалисты хороши тем, что они "заточены" ровно под тот проект, который ведут, но при этом у них слабая мотивация в плане развития. Им не нужно стараться развивать производимые CMS, они получают свою зарплату и ориентируются только на этот проект. Также роль играет опыт решения проблем, возникающих при работе CMS. Когда специалист узконаправленный, пул проблем, которые он решает, меньше. Кроме того, свой специалист может уйти и вся команда развалится. Это ставит под угрозу дальнейшее существование проекта.

- Чем хорош сторонний консалтер? Его мотивация - не остаться на рабочем месте, а выжить на рынке. Для этого он должен уметь обслуживать различных клиентов, применять самые современные технологии. Кроме того, в отличие от внутреннего программиста, который не специализируется на работе CMS, внешний консалтер имеет большой опыт решения проблем, возникающих при работе CMS. Проще обратиться к специалисту, который решал проблему, чем ждать, пока твой собственный специалист с ней разберётся.

- У нас был пример консалтинга, когда компания пострадала от того, что была завязана на конкретном человеке, создавшим CMS. Этот программист создал сайт на базе какой-то неизвестной бесплатной CMS, разработанной в Перми. Когда человек ушел, никто не знал, что делать с сайтом. В итоге самым простым решением было создать новый сайт, что мы и сделали.

- Теперь попробуем разобраться, что дешевле – держать штат своих программистов или пользоваться услугами компаний на аутсорсе. Сегодня зарплата WEB-программиста составляет в среднем 30 000 – 40 000 рублей в месяц. В штате, как правило, два-три программиста и может быть и больше. При грубом подсчете у нас получается порядка 120 000 рублей в месяц плюс еще порядка 40 000 рублей на соцобеспечение, таким образом около 160 000 рублей в месяц на содержание штата программистов. В год – это около 2 млн рублей.

- Цена среднего сайта в нашей компании составляет 400 000 рублей. При этом, как правило, клиент получает пожизненную гарантию на работу сайта. То есть за решение большинства проблем, возникших при его работе, он уже заплатил. Если клиент потратит какие-то дополнительные деньги – то лишь на внедрение какого-то дополнительного функционала или обновлений, что стоит недорого.

- Также стоит сказать об оперативности решения проблем. Это важно, если речь идет, например, об Интернет-магазине, где сайт - основной канал продаж и должен функционировать круглосуточно. Программисты, которые работают на зарплате, имеют фиксированный рабочий день и вряд ли выйдут решать проблемы ночью. В таком случае также может потребоваться сторонний консалтинг и техподдержка.

Возврат к списку