- Что нужно знать тому, кто хочет создать интернет-магазин?
- Для начала нужно определиться с целями и задачами, понять, какие функции вы хотите видеть у своего интернет-магазина. Для этого необходимо понимать специфику товара и особенности его продвижения, спектр услуг, которые сайт оказывает клиенту. Во-первых, надо соблюсти модель 4P (product, price, place, promotion - продукт, цена, место, продвижение). Эта модель, сформулированная для традиционных продаж, справедлива и для интернет-магазинов. После того, как определены цели и задачи, возникает понимание того, какие инструменты надо внедрить в интернет-магазин. Таких инструментов несколько: блок, умеющий продавать; блок, принимающий оплату; блок, стимулирующий продажи и основной инструмент – каталог товаров.
В каталоге товаров очень важно знать характеристики товаров. Если мы возьмём магазин бытовой техники и один из его товаров – телевизор, то мы должны отметить свойства этого товара: диагональ, брэнд, количество потребляемой электроэнергии, тип колонок.
Отдельно надо отметить ассортимент товара. От количества представленных единиц зависит хостинг интернет-магазина. Ассортимент до 20 тысяч штук, ни на что не влияет. А вот при более широком ассортименте нужно закладывать принципиально другие расходы на хостинг.
Также нужно оценить потенциальную посещаемость, количество посетителей в сутки также влияет на выбор хостинга.
- Какая CMS должна быть у сайта интернет-магазина?
- CMS определяется теми критериями, которые мы уже определили в прошлом интервью. Есть готовые решения, типа «Битрикс». Но мы должны понимать, что специфика интернет-магазина предполагает наличие индивидуального подхода, что исключается в готовом решении. У каждого интернет-магазина – свои требования. И, к сожалению, шаблонные варианты не очень подходят под все вышеназванные требования. Это можно сравнить с пошивом индивидуального костюма. У каждого своя талия, плечи, грудь. Одинаковый размер найти трудно. Если в одежде у нас есть возможность как-то разбить модель на размеры, то в случае с интернет-магазином так не получится.
- Как рассчитать ассортимент товара в интернет-магазине?
- Есть ассортимент, который обладает какими-то размерами, цветами или другими характеристиками. К нему можно применить формулу: есть основной ассортимент, количество которого, допустим, сто единиц. У каждой единицы существует, допустим, три размера и три цвета. В этом случае ассортимент надо рассчитывать так: сто умножить на три и еще раз умножить на три. Получается, ассортимент данного магазина – девятьсот единиц.
- Любая модификация товара учитывается за единицу товара?
- Если мы хотим, чтобы каждый размер и цвет был в раскладках, то есть клиент видел весь остаток товара, то это закладывается как единица.
- Как ассортимент влияет на хостинг?
- Обычно хостинг для интернет-магазинов виртуальный. Это значит, что вы выкупаете какое-то место на сервере и платите за него 7 000 - 8 000 рублей в год (мы предлагаем также варианты до 40 000 рублей в год на ассортименты выше, чем 40 000 -50 000 единиц товара). В любом случае нужно смотреть на посещаемость сайта, ассортиментную группу и её изменения. Если при запросе клиента, магазин будет проверять всю базу товара, тогда надо обратить внимание не на виртуальный хостинг, а уже думать о том, чтобы покупать собственный сервер, на котором будет располагаться данный сайт, потому что в противном случае сайт будет очень медленно работать.
Есть такая характеристика как кэш сайта. Это определённая память, которая хранится на сайте и регулярно обновляется. Скорость обновления кеша влияет на скорость работы магазина. Если кеш обновляется часто, может подойти виртуальных хостинг, если нет, то после 5 000 наименований товара точно придётся использовать сервер. Наличие своего сервера предполагает уже другие расходы на хостинг. Если виртуальный хостинг стоит до 10 000 рублей в год, то с сервером – это, примерно, 5 000-6 000 рублей в месяц (порядка 60 000-70 000 в год). Как правило, такие ресурсы приносят на порядок больше дохода. Это не два-три заказа в неделю, а 20-30 заказов в сутки.
- Как должен быть выстроен интернет-магазин в плане взаимодействия с аудиторией?
- Как это ни удивительно, но он должен быть построен так, чтобы сочетать в себе два взаимоисключающих фактора. Первое – клиент должен найти нужный ему товар, совершая не более трёх кликов. Второе – клиент должен совершить в магазине незапланированную покупку. Если он пришёл к вам за телевизором, он, как минимум, должен приобрести к нему подставку, крепеж или DVD-плеер. Магазин должен обладать хорошим интуитивным поиском, но также должен быть оснащён средствами, стимулирующими пользователя к дополнительным незапланированным покупкам. К таким средствам относятся рубрики «Хиты продаж», «Рейтинг товаров», «С этим товаром покупают…».
Когда мы покупаем телевизор, мы обычно редко обращаем внимание на то, как мы будем его крепить дома – крепить на стену, ставить на тумбу. Как правило, за такими вещами идут уже после того, как привезли телевизор домой. А в интернет-магазине можно сразу купить и телевизор, и подставку, а также заказать услуги по установке. Кроме того, по всем страницам магазина должна идти баннерная реклама, стимулирующая клиента к другим покупкам. К примеру, в книжных магазинах должен быть баннер «С этими книгами покупают…» или подборка книг такого же жанра.
При разработке технической карты сайта надо включить схему, которая позволяла бы клиенту найти то, что он хочет, за два-три клика. И вторую, которая стимулировала бы его на незапланированные покупки. Также можно предусмотреть схему, которая позволит применить на сайте все четыре вида рекламы: имиджевую рекламу, рекламу, направленную на первую покупку, рекламу, направленную на образование клуба лояльных покупателей, и сетевой маркетинг.
- Для внедрения рекламных опций требуются существенные дополнительные затраты?
- Это зависит от алгоритма. Если алгоритм простой и предполагает взять данные из одной таблицы и сложить их с данными из другой, то не потребуются. Если мы начинаем применять условия, используя в программировании слово «если», цена, естественно, повышается.
- Как должна быть выстроена логистика в интернет-магазине?
- Интернет-магазин держится на двух столпах. Первое – возможность в два-три клика добраться до нужного товара, второе – доставка. Реклама менее важна. Если вы договорились с клиентом на доставку с двух до четырёх, значит товар должен быть доставлен с двух до четырёх. Ни пробки, ни ураганы, ни голодный шофёр не должны влиять на доставку, поскольку интернет- магазин тем и хорош, что он доставляет тогда, когда клиенту удобно, и то, что ему хочется, а не то, что ему попалось в торговом зале. Реклама конечно, тоже важна. От нее зависит, как быстро можно найти ваш магазин в электронных системах. Не только в традиционных поисковиках, но и в сборниках поисковых систем, типа Яндекс.Маркет, Прайс.ру, в социальных сетях, статьях о товаре.
- Имеет ли значение, как графически выглядит на сайте оформление заказа, корзина?
- Это не имеет значения, поскольку все разработчики интернет-магазинов пришли к одному и тому же алгоритму оформления заказа. Их бывает всего два: либо долгий, с регистрацией, либо без регистрации. Но, в любом случае, на сайте остаются ваши данные.
- Какой персонал требуется для интернет-магазина?
- В идеале должны быть операторы, которые способны консультировать клиента по товару, поскольку это стимулирует к дальнейшей покупке в магазине. Или надо нанять отдельно операторов, принимающих заказы, и отдельно консультантов. Это стоит дороже, но это, как правило, себя окупает.
- На какие группы по стоимости можно поделить сайты Интернет-магазинов?
- По аналогии со стоимостью сайтов в целом. Есть готовые решения, допустим, у «Битрикс» есть шаблонные варианты, которые входят в лицензию, пять вариантов на каждую лицензию. Интернет-магазин в малом бизнесе (24 900 рублей), в бизнесе (48 900 рублей) и в кластере (250 000рублей). Каждый вариант можно открыть, развернуть, загрузить туда товар и использовать. Также существуют многие компании, которые предлагают готовые варианты Интернет-магазинов – они обладают как положительным качеством – развернули и начали его эксплуатировать, так и отрицательными – долгая техподдержка, поэтому нужен штатный программист.
Существуют индивидуальные сайты, которые делаются на основе лицензии «Битрикс» или Umi. Компания PageMaster в основном работает на первой CMS. Минимальная конфигурация магазина с индивидуальным дизайном у нас стоит порядка 170 000 рублей. Сюда включается индивидуальный дизайн, лицензия «малый бизнес» и её настройка.
- В чём заключаются преимущества “PageMaster” в области разработки интернет-магазинов?
- Мы разрабатываем различные системы, которые включают стандартный функционал «Битрикс». Наш отдел качества гарантирует, что любые обновления «Битрикс», которые вы себе скачиваете, будут работать, не важно, какая лицензия используется и какой продукт получился.
Мы можем разработать проект с нуля и «под ключ». Будет разработана концепция сайта, технологическая карта сайта, которая позволяет понять какая ссылка, что открывает и с какой целью. Также компания может помочь разработать дизайн и программную часть. То есть, большие интернет и интранет-системы у нас включают как программирование и отдел логистики, так и программирование и разработку инструментов для финансового отдела, для hr-отдела, для маркетологов, для финансистов. При этом у сайта будет внутренняя и внешняя части. Таким образом можно будет полностью или частично закрыть свою систему от внешних посетителей. В случае, когда система открыта частично - внешние посетители смогут работать с вами на одном рабочем столе и над одними документами (договоры, счета, проекты).
Также мы разработали систему биллинга, которая принимает финансовые средства на счета компании и автоматически открывает хостинговые площадки – участие человека практически не требуется. Только в 2% случаев, когда идёт определённый вид оплаты.
Самый простой сайт будет стоить порядка 130 000 рублей. Эта стоимость включает в себя шаблонный дизайн, лицензию «малый бизнес» и настройку. Опция, включающая разделение на внешнюю и внутреннюю систему стоит от 2 млн рублей и включает в себя лицензию «бизнес» (10-15% ресурса), программную часть (составление техничесокго задания, технических карт, прописывание алгоритмов, обучение персонала, программирование ресурсов). Наша компания оказывает бесплатную техническую поддержку и предоставляет бесплатную гарантию на сайт при трёх условиях: наш хостинг, наш копирайт на сайте и недопущение других программистов до данного портала.